Как развод влияет на детей? Какой тактики воспитания ребенка следует придерживаться родителями, если они в разводе?
Психоаналитики всего мира наблюдают за развитием психики ребенка и подтверждают следующие факты:
· Ребенок развивается внутриутробно и после рождения. И в каких условиях это происходило — влияет на формирование личности и ее будущей жизни.
· При рождении и вскармливании огромное значение имеет импринт – запечатление в психике первого эмоционального опыта через тело. (пример «обезьянки»). Мыслительный аппарат еще до конца не сформирован, но тело помнит, и бессознательно подсказывает уже взрослому человеку, какой сделать выбор.
· Для ребенка важен тактильный, телесный контакт – прикосновения, поглаживания, массажи. Ребенок именно через тело осознает свою принадлежность, важность, нужность, чувствует заботу. Здесь закладывается культура отношения к себе.
· В норме, когда партнеры стараются найти решения совместного проживания встающих перед семьей задач и трудностей, ребенок тоже учится вместе с родителями (пусть и пассивно), но преодолевать плохое, и радоваться хорошему.
Что происходит при разводе:
Пример: женщина обижена, она решила, что такой муж ей не нужен, и она старается изолировать и ребенка от общения с ним. Возможно, она просто мстит, а возможно она хочет оградить ребенка от негативного влияния, которое может оказать отец на ребенка.
Ребенок это создание двух систем: мамы и ее рода с одной стороны, и папы и его рода с другой. Когда ребенка изолируют от одной из сторон, он внутренне чувствует, что его часть принадлежности потеряна. С большим вопросом души он смотрит на мать (даже, если ребенок еще не говорит) и считывает на уровне чувств, всю палитру эмоционального состояния матери. «Маме плохо, я что-то делаю не так, я плохой». Так ребенок попадает в ловушку взрослых. Часто бывает так, что женщина, с которой живет ребенок — очень долго купается в своих отрицательных эмоциях – 2-5 лет, а иногда и десятки. И ребенок вынужден жить и развиваться в окружении этих чувств, перенимать их, и делать своими. На уровне души и тела ребенок точно знает, что у него есть где-то отец, который ему очень нужен и важен, а на уровне разума он заполнен убеждениями мамы. Происходит внутренний конфликт, с которым часто ребенок не может справиться, развивается психосоматика, или еще хуже неврозы.
Пример: женщина говорит сыну: «ты такой же как твой отец» или еще хуже «не дай бог, если ты будешь как твой отец».
На уровне мыслеобраза у ребенка и самой матери формируется видение именно той части отца, которую не принимает в нем мать, на которой она зациклилась. А дальше срабатывает самореализующееся пророчество, мыслеобраз формирует дальнейшую жизнь. Мысль материальна. Мы часто наблюдаем — чего боимся, то и получаем, и чем больше страха, тем больше вероятности с этим встретиться. Тогда мать оставляет сына без выбора, он будет таким, как его отец и в негативном смысле тоже. Не желая этого, ребенок будет подражать отца. Где выход? Ребенок должен знать своего отца реально, его хорошие и плохие качества, не через призму видения мамы. И здесь мама может корректировать восприятие ребенка через другие ценности жизни, приводя лучшие примеры. У матери должна быть позиция: «ты ребенок, который принадлежит и роду отца тоже, я соглашусь, и буду тебя любить, не откажусь, если ты будешь обладать качествами отца, ведь я тебе его выбрала…» Тогда у ребенка появляется выбор, какими качествами отца он хочет обладать, а от каких отказаться. На кого быть похожим, какой внутренний идеал подражания выбрать. Таким образом, при поддержке матери ребенок может стать взрослым, принять осознанную ответственность за собственную жизнь и поступки.
Если мать выбирает позицию изоляции ребенка от «плохого» окружения отца, то внутри ребенка формируется искаженный фантазийный мир отца. Более того, этот мир как бы расщеплен на не очень хорошего отца и на идеального, с которым постоянно хочется быть. Девочки после этого часто обречены на неудачу в браке, также как и их мамы.
Более того девочка, живущая без отца, и если у матери не было других никаких серьезных отношений, в подростковом возрасте, начинает удивляться: «многие девочки дружат с мальчиками, а я не умею. Я не знаю как это…» И даже если такой девочке повезет и она выйдет замуж, она к сожалению не знает как строить отношения в семье, какие бывают сложности в совместном проживании, какие подводные течения и камни, и как их преодолевать. В результате такая девочка станет инициатором развода и повторит судьбу матери.
Мораль: Какой бы не был ваш партнер, вы не имеете права его исключать из жизни ребенка.
Для малыша это его 2-ая половинка психики. И лучше когда ребенок знает и хорошее и плохое в его родителях. Признает это, «это есть так как есть, но это их выбор, а у меня есть тоже выбор». Это длинный и сложный путь, но пройдя через него ребенок становится взрослым с огромным жизненным опытом и силой справится со всем тяжелым, что может послать ему жизнь