(Т10) Теория и практика групповой психотерапии. Супервизия

Теория и практика групповой психотерапии в символдраме. Супервизия, интервизия, балинтовская группа 
(30 акад. часов).

Семинар знакомит с теорией и практикой групповой символдрамы, открывая новые возможности использования этого высокоэффективного метода психотерапии. Дается классификация направлений и видов групповой психотерапии, особенно подробно обсуждаются особенности групповой психодинамической психоаналитически ориентированной психотерапии.

 Разбираются внешние рамки (оптимальное количество участников в группе, продолжительность одного группового занятия, частота и общее количество занятий, селекция участников группы) и внутренняя структура (принцип минимального структурирования, правило свободных вербальных интеракций, правило конфиденциальности, правило избегания социальных контактов за пределами группы) психоаналитически ориентированной групповой психотерапии.

Разбирается развитие групповой структуры в курсе групповой психотерапии по методу символдрамы. Подробно разбираются задачи и действия психотерапевта. Прорабатываются фазы групповой психотерапии по методу символдрамы (5 фаз группового занятия по Л. Коттье-Бирнбахер).

 Обсуждаются основные мотивы групповой символдрамы.

Разбираются теоретические концепции психоаналитически ориентированной групповой психотерапии: «социо-динамическая формула» Р. Шиндлера (ролевые позиции альфа, бетта, гамма, омега); сегментная модель П. Куттера (3 уровня группы – уровень сознательных интеракций, уровень отношений переноса и контрпереноса, уровень анаклитически-диатрофического единства; 4 вида переноса – невротический перенос, нарциссический перенос, перенос расщепления, психотический перенос). Развитие групповой идентичности в соответствии с восмью психосоциальными кризисами по Э. Эриксону (доверие-недоверие, самостоятельность-сомнение и стыд, инициатива-чувство вины, радость достижения-чувство неполноценности, идентичность-диффузия ролей, интимность-изоляция, продуктивная способность-стагнация, интеграция Я -отчаяние). Анализ механизмов эффективности групповой психотерапии, «целебные факторы» по И.Д. Ялому (интерперсональное научение, катарсис, кохэсия, понимание), неспецифические факторы эффективности психотерапии («change agents») по Т. Карасу (аффективное переживание, когнитивное освоение и регуляция поведения). Факторы эффективности психотерапевта по М.А. Либерману (эмоциональная активация, заботливость и покровительство, создание когнитивных рамок отношений, исполнительные и организаторские функции)

 Типы психотерапевтов («отец», «харизматический лидер», «социальный инженер») и их эффективность.

 Пять фаз развития групповой динамики (незрелые архаические имагинации с доамбивалентными свойствами, более зрелые имагинации с амбивалентными и амбитендентными свойствами, эдипальные имагинации, латентные и подростковые имагинации, зрелые имагинации).

 Психотерапия по методу символдрамы в работе с парой ребенок-родитель и мужчина-женщина. Основные показания и противопоказания. Прорабатываются мотивы психотерапии пар: «представить себя животными и пойти друг к другу в гости», «озеро», «нелегальный переход границы и пронос контрабанды», кататимный поход в сказку.