Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Основы психоаналитического процесса.
(20 акад. часов).
На семинаре рассматривается теоретическая база, основанная на современном психоанализе. Данный семинар познакомит с основами психоаналитического процесса, позволит глубже понимать бессознательное человека. Направлен на приобретение и совершенствование диагностических навыков, которые необходимы психотерапевту. Исследуются психоаналитические и символдраматические средства диагностики, анализ динамики образов и «диагностическая» интерпретация рисунков. Семинар знакомит с психотерапевтическими методами работы с разными пациентами. Семинар будет полезен практикующим или обучающимся психотерапевтам, психиатрам, психологам, педагогам, социальным работникам, целителям, а также всем, кто любознателен и ищет различные возможности понимать глубже людей, их характеры.
В ПРОГРАММЕ:
* Начало психоаналитического процесса: Первый контакт с потенциальным пациентом. Содержание первого телефонного разговора. Место и время приема. Обстановка кабинета.
* Как структурируется первая встреча. Предварительное интервью: цели и содержание. Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб.
* Выработка сеттинга. Понятие психоаналитического контракта. Тема оплаты и порядка ее внесения. Позиция пациента. Частота и продолжительность встреч. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса.
* Начало психотерапии. Определение целей и проработка альтернатив. Взаимодействие пациента и психотерапевта. Функции «Я» пациента и понятие рабочего альянса. Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен.
* Этический кодекс МОО СРС КИП
* Назначение диагностики в психодинамической психотерапии. Первичные диагностические процедуры в психоанализе — «Интервью для взрослых».
* Обзорно: о дескриптивно-феноменологической классификации в DSM-IV;
МКБ-10;
Многоосевой подход в диагностике OPD-2
* Обзор базисных теорий в психоанализе: Фрейда; М.Кляйн, Р.Фейрберна, Р.Шпиц, М.Майлер, Винникотта, Ж. Локана, как основ для современной диагностики психических структур и уровня развития личности
* Глубинные аналитические критерии для определения уровня личностной организации и присущий каждому уровню защитный стиль.
* Психологические защиты. Рассмотрение защит «низшего порядка», «высшего порядка».
* Структурные уровни развития личности по OPD-2: «Высокий уровень интеграции», «Умеренный уровень интеграции», «Низкий уровень интеграции», «Распад (дезинтеграция)». Основные диагностические критерии.
* Трудности и особенности психотерапии с различными категориями пациентов: по уровню и характерным качествам.
* Переход к средней части психотерапии. Средняя часть психотерапии.
* Завершение психотерапии. Постаналитические отношения.
* Психоанализ и психоаналитическая психотерапия. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической психотерапии. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии
* О диагностических мотивах — тестах в символдраме: «Сосуд», «Меч», «Цветок», «Автомобиль», «Дерево», «Три дерева», «Мост», «Сундук на чердаке».
* Модель диагностически — ориентированной супервизии.