(Т1) Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику

Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Основы психоаналитического процесса.

(20 акад. часов).

На семинаре рассматривается теоретическая база, основанная на современном психоанализе. Данный семинар познакомит с основами психоаналитического процесса,  позволит глубже понимать бессознательное человека. Направлен на приобретение и совершенствование диагностических навыков, которые необходимы психотерапевту. Исследуются психоаналитические и символдраматические средства диагностики, анализ динамики образов и «диагностическая» интерпретация рисунков. Семинар знакомит с психотерапевтическими методами работы с разными пациентами. Семинар будет полезен практикующим или обучающимся психотерапевтам, психиатрам, психологам, педагогам, социальным работникам, целителям, а также всем, кто любознателен и ищет различные возможности понимать глубже людей, их характеры.

В ПРОГРАММЕ:

*   Начало психоаналитического процесса: Первый контакт с потенциальным пациентом. Содержание первого телефонного разговора. Место и время приема. Обстановка кабинета.
*   Как структурируется первая встреча. Предварительное интервью: цели и содержание. Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб.
*   Выработка сеттинга. Понятие психоаналитического контракта. Тема оплаты и порядка ее внесения. Позиция пациента. Частота и продолжительность встреч. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса.
*   Начало психотерапии. Определение целей и проработка альтернатив.  Взаимодействие пациента и психотерапевта. Функции «Я» пациента и понятие рабочего альянса. Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен.
*   Этический кодекс МОО СРС КИП
*   Назначение диагностики в психодинамической психотерапии. Первичные диагностические процедуры в психоанализе — «Интервью для взрослых».
*   Обзорно: о дескриптивно-феноменологической классификации в DSM-IV; 
МКБ-10;
Многоосевой подход в диагностике OPD-2
*  Обзор базисных теорий в психоанализе:  Фрейда; М.Кляйн, Р.Фейрберна, Р.Шпиц, М.Майлер, Винникотта, Ж. Локана, как основ для современной диагностики психических структур и уровня развития личности
*   Глубинные аналитические критерии для определения уровня личностной организации и присущий каждому уровню защитный стиль.
*   Психологические защиты. Рассмотрение защит «низшего порядка», «высшего порядка».
*   Структурные уровни развития личности по OPD-2: «Высокий уровень интеграции», «Умеренный уровень интеграции», «Низкий уровень интеграции», «Распад (дезинтеграция)». Основные диагностические критерии.
*   Трудности и особенности психотерапии с различными категориями пациентов: по уровню и характерным качествам.
*   Переход к средней части психотерапии. Средняя часть психотерапии.
*   Завершение психотерапии. Постаналитические отношения.
*   Психоанализ и психоаналитическая психотерапия.  Показания и противопоказания к психоанализу и  психоаналитической психотерапии. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии
*   О диагностических мотивах — тестах в символдраме: «Сосуд», «Меч», «Цветок», «Автомобиль», «Дерево», «Три дерева»,  «Мост», «Сундук на чердаке».
*   Модель диагностически — ориентированной супервизии.