(А1) Введение в основы

Данный семинар подходит начинающему психологу, является начальным, в обучении при повышении квалификации психолога в психотерапевтическом направлении в  символдраматическом подходе, проводится в Алматы. Это образование и программа предусматривает получение международного диплома психотерапевта.

 
Cеминар для Вас если:

  • вы начинающий психолог и хотите научиться помогать людям в психологических процессах
  • желаете получить практические инструменты для психологической работы.
  • намерены понять, как начать свою профессиональную деятельность психолога;
  • хотите разобраться с собственными задачами,
  • хотите быть профессионально подготовленным с будущим пациентом (клиентом), рассчитывающим на Вашу помощь;
  •   желаете понять, что такое глубинная психотерапия;
  • хотите познакомиться с образовательной программой и попробовать себя в  направлении символдрамы — как специализации.
  • намерены добавить в свою копилку знаний новый эффективный метод символдрамы для помощи клиенту 
  • для осознания собственных внутренних психических процессов, для экологичной встречи со своим Бессознательным; 
  • Чтобы разобраться с процессами и реакциями внутри себя, увидеть собственные психические состояния.



Что Вы получите?
Знания от практикующего психолога:

  •  как организовывать встречи с клиентом;
  •  как должно быть обустроено рабочее место или кабинет.
  •  как правильно выстраивать беседу с пациентом, чтобы Вы могли ему помочь.
  •  с какими внутренними психическими процессами пациента вы можете встретиться, что с этим делать, как справиться и не навредить пациенту.
  •  освоите символический ряд, что проявляется в образах, и научитесь его расшифровывать.
  • что обозначают  образы-мотивы, как они соответствуют тем или иным внутрипсихическим процессам, и как благодаря этим знаниям помочь пациенту и выстроить профессиональную парадигму работы с пациентом.
  •  как понять самому, что происходит в пациенте.
  •  как выстраивать структуру сеанса.
  •  как помочь человеку расслабиться и получить тот опыт проживания символдраматического образа и символов, что помогут в дальнейшей работе с ним.
  •  в какой последовательности задаются мотивы образов и для каких целей — какой мотив предназначен.

  
ПРОГРАММА      А 1


Продолжительность: 3 дня (30 академ.часов)
Этот семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы. Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы, разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы. Отдельная лекция посвящается психоаналитической этике. Рассматриваются вопросы отношений между пациентом и психотерапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии, аналитические границы, сексуальные и несексуальные нарушения границ, этика и психотерапия, этика и супервизия, этический кодекс, этический комитет. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики и чисел.


Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе.

В ходе данного семинара прорабатываются следующие стандартные мотивы символдрамы: луг, ручей, дерево, а также тест цветок,  мотив сосуд.

Программа:

  • Символдрама как направление глубинно-психологически ориентированной психотерапии.
  • История создания метода символдрамы.
  • Место Кататимно-имагинативной психотерапии среди других направлений психотерапии, использующих работу с образами.
  • Система подготовки специалистов по методу символдрамы. О программе обучения методу символдрамы.
  •  Виды Кататимно-имагинативной психотерапии: индивидуальная, групповая, психотерапия пар.
  • Тест — мотив “Цветок”. Практическое упражнение.
  • Тест “цветок”.
  • Техника работы с рисунком в символдраме. Выделение объективных диагностических критериев.
  • Особенности глубинно-психологической символики. Символическое значение цветов в культуре. Символическое значение отдельных частей цветка.
  • Анализ рисунка цветка.
  • Тест — мотив «Дерево». Практическое упражнение в группе. Диагностическое значение и терапевтический эффект. Анализ рисунка. Тест «три дерева» для детей и подростков (обзорно).
  •  Показания (неврастения, невротическая депрессия, невротические страхи и фобии, невроз навязчивых состояний, конверсионные симптомы при истерических нарушениях, психосоматические расстройства, сексуальные нарушения (снижение полового влечения, аноргазмия, импотенция, преждевременая эякуляция), помощь в разрешении семейных проблем, пограничные состояния (Borderline), сопутствующая поддерживающая психотерапия при хронических соматических заболеваниях, помощь людям, пережившим горе потери близкого человека, помощь умирающим и летальным больным, невротическое развитие личности, психотерапия детей и подростков).
  •  Противопоказания (психотические состояния, серьезные органические нарушения головного мозга и центральной нервной системы, низкий интеллект (меньше 80 ед. IQ), отсутствие мотивации) психотерапии по методу символдрамы.
  • Техника работы с мотивом «Луг». Протагонистский сеанс.
  •  Обзорно о проведении первого интервью и предварительной беседы.
  • Структура сеанса индивидуальной Кататимно-имагинативной психотерапии.
  • Предварительная беседа
  • Техника релаксации по методу аутогенного тренинга. Методики И. Шульца и Х. Лёйнера
  • Представление образа
  • Последующее обсуждение
  • Работа в малых группах с мотивом «Луг». Символическое значение,  диагностическое значение, терапевтический эффект. Анализ рисунка.
  • Особенности глубинно-психологической символики. Символика цвета и символика чисел. Мини – конференция. Практическое упражнение – анализ рисунка цветка.
  •  Обзор стандартных мотивов, используемых в психотерапии по методу символдрамы: луг, ручей; гора; дом; опушка леса; а также мотивов средней и высшей ступени символдрамы: значимое лицо; сексуальные мотивы: автостоп, куст розы, плодовое дерево; агрессивные мотивы: лев, дикая кошка; идеал Я; мотивы проработки глубинных психических структур: пещера, отверстие на болоте; вулкан; фолиант.
  • Мотив «Сосуд». Символическое значение,  диагностическое значение и терапевтический эффект. Анализ рисунка.
  •  Психоаналитическая этика. Рассматриваются вопросы отношений между пациентом и терапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии, аналитические границы, сексуальные и несексуальные нарушения границ, этика и терапия, этика и супервизия, этический кодекс, этический комитет.
  • Проявления психоаналитической типологии личности в поведении и особенностях взгляда пациента.
  • Мотив «Ручей». «Путешествие вдоль ручья». «Путешествие к устью». Диагностическое значение и терапевтический эффект. Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Разбор работы в малых группах.

Ведущая: Зинина Ирина Михайловна

Что такое мотив – это тема образа. Так например: для знакомства и диагностики женщины используется мотив «цветок», для мужчины «автомобиль», можно использовать мотив «дерево», «сосуд». 
Мотивы «луг», «ручей» позволяют также диагностировать психоэмоциональное состояние пациента, и вместе с этим провести психокоррекцию, когда человеку предоставляется возможность прожить, как в реальности, всю ресурсную подпитку сил природы, энергий стихий: солнца, воды, свежего воздуха, земли, травы. Соприкосновение с живой природой, растениями, водой, (гидротерапия) исцеляюще воздействуют на организм. 
 
СИМВОЛДРАМА очень доступный и очень понятный метод, он позволяет после первого семинара сразу приступить к работе: помочь человеку расслабиться, получить удовлетворение через образное представление и получения тех ресурсов, которые по той или иной причине пока не доступны для человека. После данного воздействия происходит исцеление человека уже на первых  этапах работы в методе символдрамы.