Воспитание характера — судьба ребенка

Воспитание характера-судьба ребенка

Данный цикл семинарских занятий посвящен теме: какие ошибки родители  совершают, воспитывая своих детей. То есть как мы сами того не зная, можем запрограммировать наших детей на определённые характерные качества.

Часто наши родители не имея знаний, в силу каких-то сложных жизненных обстоятельств не смогли дать нам больше ресурсов, понимания и любви!

А у нас есть выбор, и возможность стать внутри для себя «лучшим родителем», демонстрируя для своих детей иные паттерны, либо просто копировать отношения из прошлого и от того получать схожие результаты.

 Поясню,  что я имею ввиду: В зависимости от того как ведут  матери себя с детьми от рождения до 5 лет – идет  формирование того или иного характера.

Изучением этих процессов занимается психоаналитическая практика в течение уже более 140  лет. Каждый психоаналитик, начиная с Фрейда, наблюдали за своими пациентами и описывали некие закономерности в  формировании характерологических качеств людей, и даже осложняющих комплексов в психике, которые, иногда переходя в болезнь, становились главенствующими, где человек терял над ними контроль. 
      Иногда  человек не задается вопросами: почему он так живет и поступает? Иногда  все же осознает, но изменить своё восприятие и поведение не получается, то есть вырабатываются инстинктивные выгодные защиты от того тяжелого, которое  не хочется принимать, а далее все по кругу. В результате человек слеп к новым возможностям — и ему кажется что закрыты многие двери. Причина — есть страх, что он не сможет справиться с какой-либо ситуацией, страх встретиться с очередными «граблями, что стукнут по лбу».

Мы предлагаем цикл психоаналитических концептуальных знаний как для специалистов, которые работают в сфере помощи душевного здоровья, так и всех людей, которые хотят понять: почему формируется тот или иной характер  у человека. Как понять нам близких людей с их характерными особенностями, посмотреть на эти качества с другой стороны. Как предусмотреть нюансы в воспитании собственных детей, которые впоследствии развития ребенка могут сформироваться в его характер.

В данной программе будут подниматься такие вопросы, как:

Что такое параноидные, шизоидные, нарциссические, депрессивные, маниакальные, истерические. мазохистические, компульсивные, обсессивные черты характера?

 Какое поведение родительских фигур предопределило проявление таких качеств у ребенка?

Как травматические ситуации способствовали этому? Почему для одних сложная ситуация оказалась травмирующей и тотально влияющей на инстинктивные защитные паттерны, а для других это просто одна из многих жизненных ситуаций.

И сейчас коротко о ключевых моментах на семинарских занятиях.

У каждого ребенка есть свой некий предел — предельный уровень  выдерживания  допустимой тревоги и переживания. В норме родители дают ребенку поддержку, то есть своим присутствием, своим психическим полем мама (папа, бабушка и тд) успокаивает его. Предлагая ребенку собственное психическое пространство для успокоения и гармонизации чувственно –эмоционального поля, внутреннего хаоса ребенка, связанного со стрессом — с моментом фрустрации.

 Травматические ситуации в процессе  развития ребенка, могут  привести к перевозбуждению нервной системы, где юный молодой организм младенца не в состоянии справиться с тяжелыми переживаниями, так возникает точка фиксации, и включается один из защитных механизмов, свойственный этому периоду развития  ребенка. Затем эта психотравма может быть скомпенсирована, либо повторяясь закрепиться и вырасти в целый комплекс, за которым  могут возникнуть сильные проблемы в психике, что отражается на отношениях в сообществе, на построении семьи, бессознательной передачи психотравмы последующему поколению и развитию серьезных заболеваний как телесных так и психических.  Это не просто вдруг возникшие дисфункции – это закономерность, которая проявляется в случае стресса, фрустрации на ранних этапах развития младенчества и раннего детства, что в последствии может стать камнем преткновения для раскрытия человека как полноценной личности. 

На семинарских занятиях мы поговорим о том, что позволяет снизить риски патологических сценариев развития.

Итак, выше было обозначено, что характерные качества закладываются в зависимости от точки фиксации  в определенный период грудного вскармливания или раннего младенчества.

По наблюдению психоаналитиков, до 2х-3х месяцев у ребенка возникают параноидальные страхи, сопровождающиеся видениями, чрезмерная стимуляция внешним миром данных страхов приводит к закреплению параноидального характера.

До 4х-5и месяцев может сформироваться характер шизоидного типа. Шизо – разделение, индивид отделяет себя от внешнего мира. У ребенка в этот период развивается мыслительная деятельность, ребенок находит для себя защитную форму существования – ухода от разрушающих параноидальных тревог в мир собственных иллюзий. Затем эта защитная реакция закрепляется. В своем внутреннем фантазийном мире ребенок находит чудесный волшебный эликсир восстановления от фрустрирующего внешнего мира. Подрастая ребенок уходит в компьютерные  игры, любые формы зависимости (алкогольную, наркотическую), это попытка уйти от реальной жизни, не контактировать, попытка успокоиться, получить внутренний придуманный мир.

Затем, ближе к полугоду и далее идет период, когда ребенку приходится переживать расставания со значимой материнской фигурой, страх утраты, или реальная физическая утрата воздействуют на формирование депрессивной позиции, депрессивного характера, где основной тяжелой составляющей является постоянное переживание чувства вины.

Есть еще один вид характера — маниакальный, это борьба и избегание депрессии, так как очень больно быть в этой позиции. Человек нарабатывает новые защиты — бурные идеи или действия в попытках убежать от депрессии любыми путями. В результате может развиться маниакально-депрессивный характер, сопровождающийся эмоциональными  взлетами и падениями по жизни.

В некоторых семьях формируется ребенок с мазохистическим характером. Когда ребенок по воле судьбы в семье поставлен на место козла отпущения, в силу того что на него смещаются агрессивные импульсы взрослых! Или еще один сценарий: чтобы произвести разрядку сильного напряжения в семье сам ребенок    становится на роль шута или громоотвода, вызывая огонь на себя тех негативных энергий, что накопились в атмосфере семьи.

Есть нарциссический характер, который формируется в угоду родительским персонам, когда они не умеют безусловно любить, а любят – получают удовольствие,  когда ребенок соответствует их ожиданиям,  всячески поддерживая только свой вариант развития личности, игнорируя истинные потребности и склонности ребенка. В силу таких родительских посылов у ребенка нет другого выхода как делать для родителей именно то, что они требуют, чтобы получить любовь. А значит, они теряют свою настоящую, истинную часть личности, и взрослея живут в угоду чужим призрачным желаниям дабы получить эмоциональные поглаживания. Но это делает их очень несчастными, так как чего бы они не достигали, они не находят удовлетворения. Они очень быстро обесценивают свой труд и чужой.

Компульсивно-Обсессивный характер часто формируется тогда, когда идет убегание от слишком тяжёлых переживаний,  через отказ от эмоций и чувств, чаще всего бессознательно. Это происходит либо с самим ребенком, либо передается от родителей, когда они не могут показать ребенку возможность правильного пользования чувствами. Ребенок либо старается изжить напряжение через повторяющиеся действия, либо умом объяснить себе всё. То есть формируется психическое функционирование только через ментальную рефлексию или навязчивые действия . Чувства блокируются вплоть до алекситимии. Такие люди обречены жить без интуитивно-чувственной части себя. А ведь чувства это один из самых сильных инструментов познания мира и самовыражения. Хороший образ этого характера – это «человек в футляре», где много морали, но мало сердечного, чувственного подхода.

Истерический характер формируется после 3х лет – когда ребенок хочет справиться с тяжелой ситуацией через громкое выражение чувств  и эмоций, но в это время словно срываются ментальные защиты, человек становится сам не свой, чрезмерно перевозбужденным, где он не контролирует свою эмоциональную рефлексию, затем жалеет об этом, чувствует себя уязвленным. 

Существует также понятие социопатического характера, когда внутри человека проявлены или скрыты, развитые желания «сделать» каждого кто попадается на пути, любыми путями быть всемогущим.

Кроме того есть личности с расщепленной Я –структурой – так называемое расстройство множественной личности, когда человек в одно время проявляется по одному сценарию, в другое время по другому, это могут быть абсолютно противоположные состояния, где одна часть личности может знать другую, а может не знать.

Мы рассмотрим:

Почему формируются такие характерные качества у человека, с какими моментами в воспитании это закладывается в психическое пространство ребенка. Будут приведены примеры из практики. Рассмотрим концепции различных аналитиков мирового психоаналитического сообщества.

Поближе познакомитесь со своей психикой через тесты, различные упражнения.

Будут упражнения, которые позволят найти пиковые состояния в системе Вашей семьи, и по возможности для каждого участника скорректировать их.

Будет возможность услышать и увидеть и почувствовать, что повлияло на формирования того или иного качества в Вашем характере. Тот кто знает, тот кто вооружен знаниями, у того меньше риска допустить те же самые ошибки и допустить продолжение злокачественных проявлений в наших детях.  

Получите рекомендации как обходиться с той или иной частью характера близкого Вам человека, как сгармонизировать ваши отношения. Какие терапевтические приемы помогут помочь клиенту, если у него проявляется одна из характерных особенностей.

Для каждого характера будет  отведено 10 ак.часов, то есть в течение дня с разных  сторон будем изучать в чем проявляется данный характер и что можно сделать для психокоррекции.