Кто такой психоаналитически ориентированный психотерапевт? Как формируются его профессиональная идентичность?
Статья написана для помощи молодому специалисту, а также людям, которые уже имеют свою профессиональную идентичность (врачи, психологи со своим опытом), но хотят обучиться психоанализу, углубить профессиональные знания и научиться новым методам и подходам.
Психологи, как правило, заканчивают высшие учебные заведения и в дальнейшем находятся в поиске собственной профессиональной идентичности в сфере психологических услуг. В психотерапевтической практике достаточно много направлений — это может быть и психоанализ, и символдрама, и психодрама, гештальт-подход, арт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия и много-много других направлений.
Молодой психолог ищет себя, интересуется теориями и практиками подходов лечения, ищет, как он сможет помочь человеку, с помощью каких методик, каких приемов, и каких знаний. Выпущенный ВУЗом психолог, как правило, не владеет практическими знаниями, у него нет опыта работы и нет понимания, как правильно помогать, чтобы не навредить другому и себе. Высшие учебные заведения в целом дают общие знания и мало подготавливают к практической деятельности. Человек чисто интуитивно начинает посещать различные семинары, того или иного направления. И не всегда посещение какого-то из семинаров дает возможность понять, насколько именно этот инструмент и метод подойдет для определенного случая, так как должна быть система в образовании. Внутри молодого специалиста — психолога возникает вопрос: «Где взять дополнительные знания, для того что бы реально помогать людям и получить нужные инструменты, методы, которые дадут возможность применить их правильно и получить нужный результат».
Становление специалиста и превращение его из психолога в психотерапевта — это достаточно сложный и длительный путь. Профессиональная идентичность формируется не сразу, она проходит определенные стадии развития. Этап формирования профессиональной идентичности достаточно сложный. Как показывает опыт коллег разных стран, он длится от 8 до 10 лет. К сожалению, идентичность психотерапевта происходит не так быстро, как бы нам хотелось. Так как, для того чтобы стать действительно помогающим, не навредить другому и сохранить себя, нужно немало знать, немало попробовать, применить знания к самому себе, исцелить себя, сделать определенные выводы и найти себя, укрепившись в определенной мировоззренческой позиции.
Что такое профессиональная идентичность? Это как специалист идентифицирует себя в том поле деятельности, которым он овладевает, насколько он обладает базисными знаниями, как коллеги его воспринимают в этой сфере деятельности, и насколько он сам чувствует себя уверенно в данной профессиональной деятельности.
Метод символдрамы видится достаточно простым для начинания. Но как показывает практика, для того чтобы правильно помогать человеку, и чтобы результат оказался устойчивым, нужно знать как минимум пути психофизиологического развития человека, разбираться в концепциях развития ребенка, то есть глубинной психологии. Психотерапевтический метод символдрамы построен на психоаналитических основах.
Не просто так в программу изучения символдраматического метода и получение европейского диплома «психотерапевт по методу символдрамы» включено 300 часов психоаналитических концептуальных знаний. Это важно для понимания как формируется личность, и какие есть пути коррекции. Правильный подход в помощи зависит от типа патологии пациентов, и определенные методы важно применять с той или иной формой расстройства.
Кроме того, есть шесть основных семинаров, дающих практические навыки для овладения методом и обучения способам коррекционного сопровождения пациента.
Очень важная часть программы это учебная личная психотерапия (50 часов), опыт групповой психотерапии (100 часов), где происходит становление профессиональной идентичности, проработка собственных слепых пятен, внутренних конфликтов, травматических ситуаций. Это дает возможность реконструировать понимание собственной жизни с самого раннего возраста. Собственный накопительный опыт работы в группе с другими людьми дает проработку переносных и проективных установок, а также получение опыта работы с группой как психотерапевта.
Почему важна личная проработка? Когда вы начинаете работать в глубинном подходе, тяжёлые пациенты, у которых много сложных процессов, начинают настолько эмоционально нагружать терапевта на уровне проективной идентификации, что терапевт теряется. Проработка поступков трудных детей и подростков, или проблем взрослых, связанных с нарушением их развития и границ развития, возможна только через их переживания и отреагирование в процессе терапии. Это включает психотерапевта в его собственные ранние процессы. Происходит активация психических процессов психолога, что были в ранних отношениях, в том числе между матерью и ребенком.
Не имея своей личной терапии, то, что вы будете получать в работе с пациентом, возможно будет отреагировано в семейных отношениях и на собственных детях, которые нередко становятся жертвами начинающих психотерапевтов. Мы работаем с суицидальными нарушениями, с депрессивными расстройствами (где пациент тянет терапевта посидеть вместе в «болоте») и случается очень мощное эмоциональное выгорание. Когда вы работаете два и более раз в неделю с тяжелыми расстройствами пациентов, это вызывает сложные процессы перестроек и у вас. Терапевт может болеть соматически, он берет на себя всю ту агрессию, которую проецирует на него пациент. Чтобы выдерживать все натиски от тяжелых пациентов, нужна хорошая индивидуальная проработка. Поэтому психоаналитическая личная терапия считается обязательным условием, которое необходимо выполнить, чтобы получить диплом на право работать данным глубинным методом.
Кроме того очень важная часть в образовательном процессе становления психотерапевта -это супервизии. После прохождения молодым специалистом практических семинаров по применению символдрамы (одного-двух), он может начать пробовать брать в практику своих первых клиентов и получать свой опыт как психотерапевт. Но это должно производиться под наблюдением более опытных коллег для того, чтобы не навредить этому пациенту, равно как и себе.
Для правильного овладения методом используют супервизионное пространство. Как это происходит? Психолог, начинающий психотерапевт работает с пациентом и через каждые 4 сессии, представляет случай на супервизию, где идет разбор клинического случая. Как в любых образовательных школах в программе символдрамы требуется, для сертификации, чтобы психотерапевт, самостоятельно провел психотерапию под контролем супервизора, минимум 3 случая (2 случая не менее 15 часов и 1 случай не менее 25 часов).
Что такое супервизия? Это круг коллег — специалистов во главе с супервизором, который готов прослушать Вас, увидеть динамику работы и подсказать, дать правильное направление на дальнейшую работу, скорректировав при этом те недочеты и ошибки, которые могут случиться в вашей работе. Также даются рекомендации на перспективу, как можно и что можно еще предложить в рамках психотерапевтической помощи. Нужно набрать в программе символдрамы 200 часов участия в таких группах.
В супервизионном пространстве, все скреплены одним правилом конфиденциальности, то есть случаи, которые выставляются, не могут быть оглашены или распространены. Это психоаналитическая этика, все, что происходит на супервизии, вы не имеете права обсуждать больше нигде.
Супервизия нужна также, любому психотерапевту, чтобы помочь аналитическим процессам в диаде терапевт — клиент, когда они заходят в тупик, когда возникают сложности в аналитической проработке. После супервизии, где появляется третий и выражает другой взгляд, другое видение, мнение, расширяется сознание и возможности дальнейшего развития в психотерапии.
Как правило, в процессе формирования профессиональной идентичности, у человека должно быть минимум два человека, закладывающих идентификацию. Поэтому важно личную и групповую учебную психотерапию проходить у разных специалистов. Так же супервизировать свои случаи лучше, когда вы слышите разные мнения.
Как показывает практика, в помогающую специальность приходят люди, прежде всего желающие, спасти своего внутреннего ребенка, свою раненную, травмированную часть. Архетип «раненного целителя». То есть, как правило, почти у каждого в детстве, а затем во взрослой жизни было много осознанных и неосознанных травматических ситуаций. Поэтому, когда человек приходит учиться, на различных семинарских занятиях происходит встреча с самим собой и со своими собственными, часто тяжелыми переживаниями детства. Их в обязательном порядке необходимо реконструировать: переболеть, переработать, для того чтобы отпустить, открыться чему-то новому. В результате меняются нейронные комплексы, эмоциональные состояния, переживания, их накал и соответственно аффективное поведение. И это возможно только через личную проработку в индивидуальной и групповой психотерапии, а помогает этому понимание и узнавание себя в рамках различных теоретических исследований, изложенных концепций, которые описаны многими предыдущими коллегами – психоаналитиками и психотерапевтами разных стран за последние, примерно, 150 лет.
Так происходит становление психотерапевтической идентичности. Когда психолог проходит этот кропотливый путь, он становится сильнее, грамотнее, внутри появляется определенная мировоззренческая позиция, которая помогает не только ему в жизни, а также тем, кто к нему приходит за помощью.
Сама терапевтическая ситуация представляет собой серьезный вызов не только профессиональным качествам психотерапевта, но и личностным качествам человека. К нам пациенты идут обретать свою идентичность, которая размыта, в которой они не уверены. При этом они ориентируются на наши личностные качества. Обретение идентичности идет через эмитативное — подражательное поведение, повторение наших интонаций, мимики, жестов и выражений. На основе невербальной коммуникации, которая складывается в терапевтической ситуации, на ощущении аналитического поля, вашего принятия не зависимо не от чего, они полностью чувствуют нас.
Специалист, развивающийся в сообществе, (в отличие от изучения в одиночку, где часто ощущение размытости, потери границ), чувствует себя поддержанным в своей идентичности, особенно если идут психотические процессы. Группа структурирует, нет размытости, вы можете задавать свои вопросы, через ресурс сообщества развиваться далее. Сфера принятия — базисная потребность каждого человека, что создает уверенность в себе, надежности своего базиса, удовлетворенности в смысле жизни, так как живет в соответствии с нужными ориентирами, реализует себя как человек, как профессионал.
В результате такой работы над собой, при поддержке всего психотерапевтического сообщества, психотерапевт создает возможность для себя — не наносить вред себе. Так как при работе с пациентами, у которых есть похожие проблемы, обостряются свои собственные нарциссические раны, которые в свою очередь, как правило, в защитных механизмах приводят к психосоматике. Психотерапевт, не прошедший собственный путь исцеления, рискует погрузиться в свою травму, усилить боль и тогда, часто, для организма нет другой возможности, как уйти в болезнь. Именно поэтому программа тщательно, в целях вашей безопасности, подготавливает грамотного специалиста и позволяет получить собственный психотерапевтический опыт для становления Вас как хорошего специалиста.